Кудрявцева Ирина Викторовна, музыкальный руководитель
Использование фоновой музыки в режимных моментахМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 142700, Московская область, Ленинский г. о., г. Видное, пр-д Жуковский, д.10 Тел. 541-90-32, факс: 549-04-77, E-mail: vidnoe.school7@ yandex.ru ОКПО 45679207, ОГРН 1035000908909, ИНН 5003021551, КПП 500301001
Консультация для воспитателей «Использование фоновой музыки в режимных моментах жизни дошкольников»
Подготовила: музыкальный руководитель Кудрявцева И.В.
г. Видное – 2023 «Использование фоновой музыки в режимных моментах жизни дошкольников» консультация Подготовила: музыкальный руководитель Кудрявцева И.В.
Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательногоучрежденияв целом. Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка. Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса. Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях ДОУ и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток. Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане. Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем.
Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе. Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.
Примерное расписание звучания фоновой музыки. Время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей.
Примерный репертуар фоновой музыки.
Релаксирующая ( расслабляющая) К. Дебюсси. «Облака»
Э. Григ. «Утро»
В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» ( финал)
М.И. Глинка. «Жаворонок»
И.С. Бах. «Ария»
Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения. 3 декабря 2023 в 19:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.