Кудрявцева Ирина Викторовна, музыкальный руководитель

Консультация для родителей «Скоро в школу!» март 2024 (описание)

Консультация для родителей

«СКОРО В ШКОЛУ!»

(«Готовность ребёнка к обучению в школе»)

 

Слайд 1

Консультация для родителей

«СКОРО В ШКОЛУ!»

(«Готовность ребёнка к обучению в школе»)

Подготовила музыкальный руководитель Кудрявцева И.В.

 

Слайд 2

Недоигравший ребенок - это горе для учителя, и сплошные учебные проблемы для самого ребенка.

Слайд 3

Готовность ребенка к обучению в школе — это многогранный базис, включающий определенный уровень развития познавательной сферы дошкольника, его личностных и эмоционально-волевых качеств, коммуникативных и социальных навыков.

Слайд 4

Поскольку о готовности каждого отдельного ребенка к школе можно судить, оценив уровень развития нескольких важнейших процессов и качеств, принято структурировать понятие готовности к школе. Разные психологические школы используют свои подходы к этому вопросу. Все они выделяют два аспекта:

1.Физическая готовность

2.Психологическая готовность

Что касается первого аспекта, то все специалисты сходятся во мнении, что детям, поступающим в школу, важно управлять координацией движений, иметь достаточно развитую мелкую моторику, на основе которой развиваются графомоторные навыки. Иначе первоклассник не сможет осилить ту нагрузку, которая непременно появится при обучении письму. Психомоторная и функциональная подготовка определяют работоспособность, а она, несомненно, понадобится маленькому школьнику.

Психологический аспект многогранен и включает ряд компонентов. Какие составляющие имеют главное значение для успешного вживания ребенка в роль школьника, психологи выделяют и аргументируют по-разному. Тем не менее, прослеживается базовое сходство, позволяющее рассматривать структуру готовности детей к школе.

Слайд 5

Затрудняет процесс обучения

  Трудно удерживать правильную осанку при  посадке

  Быстрая утомляемость мелкой моторики рук

  Перенапряжение мышц шеи

  Расторможенность «Не сидит на месте, как юла».

  Быстрая утомляемость на уроках физкультуры.

Успешное обучение

  Закаливание

  Зарядка

  Спортивный досуг

  Посещение бассейна

  Занятия  ЛФК (лечебная физкультура)

  Развитие мелкой моторики (графическая готовность к обучению письму)

 

Слайд 6

Пути преодоления графической неготовности к обучению письму

Недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики:

лепка из глины,

закручивание гаек в детском конструкторе,

 собирание узоров из мелкой мозаики,

вышивание,

завязывание узелков,

застегивание мелких пуговиц.

игры с мячами небольшого размера, такими, которые можно удержать одной рукой.

разнообразные «пальчиковые игры» и гимнастика для пальцев.

Несформированность навыка выполнения графических движений:

раскрашивание

обведение по контуру, дорисовывание

штриховка в различных направлениях

проведение линий (прямых, ломаных, волнистых и др.) в различных направлений.

 

Слайд 7

Интеллектуальная готовность ребенка к школе включает уровень развития познавательных процессов, осведомленность и системные представления об окружающем мире, кругозор дошкольника. Интеллектуальная готовность определяется наличием знаний об окружающем мире, определенным уровнем развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия), а также формированием учебно-важных качеств (умение слушать, выполнять действия под диктовку, самостоятельность при выполнении задания, произвольность). Уже в 5 лет ребенок при нормальном развитии имеет свои интеллектуальные достижения. Многие дети умеют читать, тем более что легче обучиться чтению до пятилетнего возраста.

Рекомендации по формированию интеллектуальной готовности.

  Развивайте речь ребенка: читайте книги, обсуждайте прочитанное, учите ребенка задавать вопросы и отвечать на них.

  Постоянно разговаривайте с ребенком, отвечайте на его вопросы, следите, чтобы ваша речь была грамотная и выразительная.

  Развивайте память, мышление, восприятие,  внимание.

  Учите ребенка наблюдать за окружающим миром, выделять свойства и признаки предметов.

  Учите сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия, узнавать предметы по заданным признакам, классифицировать предметы по группам, анализировать.

 

Слайд 8

Личностная готовность к школе подразумевает выделение познавательных и социальных мотивов учения. Дошкольник готов к школе, если у него сформировалась устойчивая потребность в познавательной активности и заинтересованность в овладении новыми знаниями и умениями. К тому же он хочет реализовывать данную потребность не в домашних условиях под присмотром родителей, а за партой в коллективе сверстников.

Коммуникативные навыки - это умение ребенка строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, т.е. насколько легко ребенок входит в контакт, вызывают ли у него повышенную тревогу новые лица и необходимость общаться с ними. Этим определяется то, как ребенок впишется в новый коллектив. 

Рекомендации по формированию коммуникативных навыков.

  Удовлетворяйте естественную потребность ребенка в общении (по возможности отвечайте на вопросы ребенка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками). 

  У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий, для прогулок, для общения. 

    Стимулируйте участие ребенка в коллективных делах, играх

  Поощряйте ролевые игры, в которых развиваются навыки общения, лидерские качества и умение подчиняться (умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем). 

  Приучайте ребенка признавать и адекватно выполнять правила, предложенные взрослым.

Слайд 9

При оптимальной, адекватной самооценке ребёнок правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи. Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях – учебных, бытовых и других – общаются с ними. Заниженная самооценка – приводит к неуверенности в себе, повышению тревожности (я не смогу этого сделать); завышенная самооценка порождает конфликтные ситуации с окружающими.

впишется в новый коллектив. 

Рекомендации по формированию адекватной самооценки.

  Принимайте ребенка таким какой он есть 

  Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать…». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях. 

  Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, т.е. ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а, следовательно, и заниженную самооценку и уровень притязаний. 

  Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка.

   Старайтесь не сравнивать его с другими детьми – только с ним самим. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!»  Такой подход будет ориентировать  вашего ребенка на собственное совершенствование.   

Слайд 10

Эмоционально волевая готовность к школе складывается на основе произвольного поведения и волевых качеств дошкольника. Волевые действия еще только начинают развиваться  в старшем дошкольном возрасте. Для ребенка проявить волю – это действовать в соответствии с правилами, выполнять задания учителя, самостоятельно выполнять упражнение по образцу.

Ребенок должен уметь длительное время сосредотачивать свое внимание на не всегда интересном материале, стремится к достижению цели, получению определенного результата, стремится преодолевать трудности, должен уметь контролировать свое поведение и эмоции во время урока  - принцип «Не хочу, но надо» Как правило, произвольное поведение ребенка формируется к 6-7 годам.

Рекомендации по формированию эмоционально-волевой готовности.

  Следите, чтобы ребенок выполнял начатое дело до конца.

  Приучайте ребенка хранить личные вещи в порядке, в определенном месте (организованность).

  Учите ребенка самостоятельно принимать решения (планируйте проведение выходных дней, дайте самостоятельность при выборе одежды).

  Играйте с ребенком в игры по правилам, сюжетно-ролевые игры, в которой есть правила и ребенок должен подчинить им свое поведение.

   Также развитию произвольности способствуют любые действия по заданному образцу: рисование узоров, конструирование из геометрических фигур, и т.д.

  Поддержите ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно было бы похвалить.  

  Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.

 

Слайд 11

Мотивационная готовность к школе характеризуется:

  наличием познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий); 

  пониманием необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности; 

  минимальным стремлением к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;

  эмоционально-благополучным отношением к школе;

  желанием учиться.

Рекомендации по формированию мотивационной готовности.

  Беседуйте с ребенком о школе, рассказывайте о своих школьных годах, любимых учителях, рассматривайте свои школьные фотографии

  Играйте с ребенком в школу

  Читайте стихи, рассказы о школе.

  Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон. 

 

Слайд 12

Один из наиболее важных моментов в социально-личностном развитии ребенка – кризис 7 лет. Выделяют семь признаков кризиса 7 лет, в основе которых потребность ребенка в социальном признании.

Негативизм –нежелание что-либо делать только по тому, что это предложил взрослый. Упрямство – настаивание на своем не потому, что очень хочется, а потому, что он этого потребовал.

Строптивость – поведение ребенка направлено против норм поведения, установленных для него взрослым.

Своеволие – стремление к самостоятельности, желание делать самому.

Протест-бунт – поведение в форме протеста (война против окружающего мира). Обесценивание – проявляется к взрослым и вещам, которые раньше любил.

Деспотизм – стремление проявить власть над окружающими.

Как справиться с кризисом 7 лет? Нужно помнить о том, что кризисы – это явление временное, и они проходят. Причина острого протекания кризиса в несоответствии родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка. Поэтому следует подумать над обоснованностью запретов и возможностью предоставления ребенку большей свободы и самостоятельности. Быть более внимательными к мнениям, суждениям ребенка; стараться понять его. Тон приказа или назидания в этом возрасте малоэффективен, поэтому старайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий. Наиболее эффективный способ воспитательных воздействий – положительная оценка ребенка как личности. В общении взрослого с ребенком существует ряд правил, которые необходимо соблюдать.

v  Демонстрация доброжелательного, понимающего отношения («Я знаю, ты очень старался» и т.п.)

v  Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или на нарушения норм поведения делаются «здесь и сейчас» с учетом прежних заслуг ребенка («Но сейчас ты поступил неправильно, толкнув Машу»)

v  Своевременный анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Тебе показалось, что Маша толкнула тебя первая, но она сделала это не нарочно»)

v  Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.

v  Показ уверенности в том, что у него все получится («Я уверена, что ты больше не будешь толкать девочек»)

v  Никогда не упускайте случая сказать ребенку о том, что вы его любите.

Когда со стороны родителей отсутствует реакция на поступки, усилия, слова детей, то ребенок не может сопоставить свое поведение с реакцией взрослых, а значит понять, какое поведение одобряется, а какое – нет. Ребенок попадает в ситуацию неопределенности, выходом из которой становится полная бездеятельность. К этому же результату приводит и однообразие реакций взрослых на действия ребенка.

Слайд 13

1) Организуйте распорядок дня:

стабильный режим дня;

полноценный сон;

прогулки на воздухе.

2) Формируйте у ребенка умения общаться:

обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

3)Уделите особое внимание развитию произвольности:

учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

Слайд 14

27 способов (и это не предел) сказать ребенку «Я тебя люблю!»

Молодец!

Хорошо!

Удивительно!

  Гораздо лучше, чем я ожидал.

Лучше, чем все, кого я знаю.

Великолепно! Прекрасно!

Грандиозно! Незабываемо!

Именно этого мы давно ждали.

Это трогает меня до глубины души.

Сказано здорово - просто и ясно.

Остроумно. Экстра-класс. Талантливо.

Ты - одаренный.

Ты сегодня много сделал.

Отлично!

Уже лучше. Потрясающе!

Ты ловко это делаешь.

Это как раз то, что нужно.

Поздравляю.

Я тобой горжусь

Мне очень важна твоя помощь.

Для меня важно все, что тебя волнует, радует,

тревожит.

С каждым днем у тебя получается все лучше.

Научи меня делать так же.

Тут мне без тебя не обойтись.

Я знал, что тебе это по силам.

Я горжусь тем, что тебе это удалось.

Я сам не смог бы сделать лучше.

  Ты - просто чудо.

Ты на верном пути.

Слайд 15

 Влияние музыки на готовность детей к школе

 Готовность к школе предполагает развитие познавательных процессов и наличие кругозора. К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, мышление, память, речь, воображение. Реб нок должен уметь обобщать, сравнивать предметы, выделять существенные признаки, делать выводы. Эффективным средством обретения этих способностей является музыка.

Без музыкального воспитания не может состояться полноценное умственное развитие реб нка. Музыка ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает работоспособность и умственную активность.

Пение – сложный процесс звукоподражания, в котором очень важна координация слуха и голоса. Развитие слуха и голоса сказывается на формировании речи, е красоте. Заучивание текста улучшает память, благодаря разнообразной тематике песен совершенствуются познавательные способности.

Музыкально-ритмическая деятельность развивает творческое воображение. Используя движения, подходящие для той или иной песни или мелодии, дети передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Благодаря им стимулируются одновременно такие процессы как восприятие, внимание, память и мышление.

Игра на музыкальных инструментах требует точных движений и согласованной работы рук. Развивается мелкая моторика, это важно для овладения навыками письма.

Восприятие музыки. Прослушивание музыки развивает наглядно-образное мышление: способность анализировать картину, созданную звуками, а затем самостоятельно описать её словами. Внимательное слушание музыки требует особой психической сосредоточенности, что в дальнейшем пригодится для изучения математики и других точных наук.

Профессор Чеффилдского университета Кэйти Овери сформировала аспекты «интеллектуальных выгод» от музыки. Это повышение уровня читательских и коммуникативных навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач, улучшение счетно-арифметических способностей. Повышается умственная работоспособность и изменяются к лучшему даже психофизические характеристики мозга, а значит и способность к обучению.

Для улучшения концентрации внимания, сосредоточенности хорошо послушать музыку П.И.Чайковского «Времена года», К.Дебюсси «Лунный свет» и Ф.Мендельсона «Симфонию №5»,а для улучшения общего жизненного тонуса, самочувствия, настроения музыку Л.Бетховена из увертюры «Эгмонд». 

Источники:

1.Журнал Психолог в д/с. 2006 №2, с. 117

2.Бабаева Т. И. "У школьного порога"3.Гуткина Н. И. "Психологическая готовность к школе"4.Ковалёва Е., Синицына Е. "Готовим ребёнка к школе"5.Мир дошкольника:"Вопросы и ответы" составитель Г. К. Кислица и другие6.Монина Г. Б., Панасюк Е. В. "Предшкольный бум или что нужно знать родителям будущего первоклассника"https://dgb8.ru/novosti/pamyatka-dlya-roditeley-skoro-v-shkolu
14 марта 2024 в 17:35

Прикреплённые файлы:

Документ: Консультация для родителей «Скоро в школу!» март 2024 (описание)

Описание файла:

Файл называется: skoro-v-shkolu_mfudj.pptx

Это официальный файл организации «Кудрявцева Ирина Викторовна, музыкальный руководитель», в нём содержится Консультация для родителей «Скоро в школу!» март 2024 (описание).

Размер файла: 1,94 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.